четверг, 7 января 2016 г.

How To Make // Как делают аттары / Часть II


Итак, в первой части я рассказал о том, что такое аттары, какими они бывают и чем отличаются от привычных всем европейцам духов. А в этой части нас ждёт самое интересное. А всё потому, что дальше будет много картинок о том, как устроен процесс производства аттаров.



Про все премудрости того, как делаются аттары, можно узнать, если отправиться, например, в Индию. Там в городке Каннаудж (Kannauj), называемом еще парфюмерной столицей Индии, существует одна из старейших парфюмерных фабрик по производству аттаров — Shyam Sundar Bhavan Perfumers (фото 1):

Фото 1. Парфюмерная фабрика по производству аттаров Shyam Sundar Bhavan Perfumers в Каннаудж, Индия
Хотя всё производство аттаров начинается, конечно, не совсем на ней, а на плантациях, где выращивают, а потом собирают растительное сырье, из которого получают эфирные масла. Его называют эфирно-масличным. Это могут быть корневища (например, ветивер), наземная часть растения (гальбанум, сандал или вдовое дерево) и цветы (роза и жасмин). На фото 2 и 3 мы видим, как собирают цветы жасмина и корневища ветивера.
Фото 2. Сбор жасмина
Фото 3. Сбор корневищ ветивера
Вот их привозят на парфюмерную фабрику (фото 4), взвешивают, если нужно, моют, очищают, измельчают:

Фото 4. На парфюмерную фабрику привезли ветивер
И только потом засыпают в медные перегонные кубы (в Индии их называют deg), которые установлены на стационарные печи (кстати, вот на отдельных фото (фото 5, 6, 7 и 8) можно увидеть то, как изготавливают эти самые емкости).
Фото 5
Фото 6

Фото 7
Фото 8
Фото 9
 
Печи топят дровами или древесным углем (фото 10):

Фото 10. Печи со стационарными медными перегонными кубами
Но дешевле, конечно, топить печи коровьим навозом — его в Индии предостаточно (фото 11):

Фото 11. Печи топятся такими вот навозными лепешками
В перегонные кубы насыпают измельченные сандаловые щепки, устанавливают решетки (мы их увидим позже, на фото 17), на которые помещают цветы или корневища (фото 12).
Фото 12. В перегонный куб засыпают розу для дистилляции
А потом из глины, прям как в детстве, выкатывают такие колбаски (фото 13, 14 и 15), которые выполняют роль «прокладок» под металлической крышкой (sarpos), благодаря чему в перегонном кубе создается давление и не происходит утечка эфирных масел.

Фото 13
Фото 14
Фото 15
Потом крышки закрепляют специальными металлическими скобами (kamani) и после этого через воронку в перегонный куб наливают воду (фото 16).
Фото 16. Последний штрих: в перегонный куб с эфирно-масличным сырьем наливают воду
Потом на печах медные емкости нагреваются, вода в них закипает и образующийся пар «подхватывает» частички эфирных масел и увлекает за собой. Но перед этим в отверстие в медной крышке одним концом вставляют бамбуковую трубку (называется chonga; фото 17 и 18) — по ней во время дистилляции пары с эфирными маслами попадают в медную ёмкость-приёмник (bhapka) (фото 19), которая охлаждается в бассейне (gachchi) с холодной водой (фото 20).

Фото 17. Бамбуковая трубка, вставленная в медную крышку. Рядом стоит сетка, которую вставят в перегонный куб и на которую поместят сырье.
Фото 18. Рабочий наматывает на бамбуковую трубку хлопчатобумажную ткань. Этот конец трубки будет опущен в принимающий сосуд, а ткань нужна для герметичности.
Фото 19. Рабочий подготавливает сосуд для сбора дистиллята
Фото 20. В бассейне с холодной водой охлаждаются сосуды, в которые поступает дистиллят
Собственно, вот так выглядит полностью собранный аппарат для дистилляции и получения аттаров (фото 20). Весь процесс всего того, о чем я пишу выше, можно увидеть вот в этом видео:



Фото 21. Так охлаждаются приемные сосуды (bhapka) — в бассейн (gachchi) просто доливают холодную воду. Благодаря этому в сосудах-накопителях пар превращается в жидкость (дистиллят):

Фото 21. Дополнительное охлаждение сосудов-приемников
Иногда дистилляция происходит не с одной, а с двумя трубками и в два приемника: так одновременно получают сразу два аттара — например, Shamama и Amberi (фото 22).
Фото 22. Одновременное получение двух аттаров
Получение качественного аттара во многом зависит от опытности работника. В Индии не используют ни газовых горелок, ни термометров, ни датчиков давления. Поэтому всё регулируется просто: если огонь горит слишком интенсивно и нужно снизить температуру и/или давление (иначе цветы могут выгореть, а куб взорваться) — дрова из печи просто убирают. Всё делается на глаз, чисто интуитивно и опираясь на личный опыт и «опыт предыдущих поколений». Поступление конденсата в бамбуковую трубку или приемный сосуд тоже регулируется вручную: бамбуковая трубка охлаждаются мокрыми тряпками, а в бассейн с сосудами доливают холодную воду (как на фото 22).


Наконец, когда дистилляция закончена, приемный сосуд (bhapka) снимают и жидкость из него переливают в делительную воронку (в лучшем случае; фото 23) — с её помощью от эфирных масел отделяют гидрозоль — воду с растворенным в ней эфирным маслом (так, например, и получается розовая вода).
Фото 23
В худшем — из сосуда через отверстие сливают гидрозоль (он находится снизу), а затем — плавающее сверху эфирное масло (фото 24).
Фото 24
Фото 25. Так выглядят bhapka — сосуды-приемники из меди, в которые поступает дистиллят.
Фото 25
Полученный аттар, очищенный от гидрозоля, переливают в кожаный сосуд (kuppi) — в нем аттар созревает долгое время (фото 26):

Фото 26. Полученный аттар переливают в сосуд из кожи
Как я уже написал ранее, производство и воспроизводство аттаров связано со многими технологическими сложностями. Но это лишь немногие из проблем. Самой большой по-прежнему остается стоимость масла сандалового дерева. Так, по состоянию на 2011 г. цена 1 фунта (454 г) чистого сандалового масла составляла более 1 тыс. дол США. Из-за этого прибыль бизнеса, ранее составлявшая до 900% от себестоимости, сегодня снизилась примерно до 10–20%. Поэтому для удешевления производства и повышения прибыльности очень часто вместо масла сандалового дерева используют минеральные масла и диоктилфталат (вязкая маслянистая жидкость от желтого до светло-коричневого цвета), а сами аттары (порядка 75%) нередко продают крупным производителям табачных изделий для ароматизации сигарет, а также для ароматизации растительных жевательных смесей на основе растения бетель (называются Pan Masala) и жевательного табака (Gutka).


Фото: whitelotusaromatics.com; Christopher McMahon и Manoj Avasthi при содействии Ramakant Harlalka. 

Парфюмерные обзоры: fb.com/eaudemode
Блог в instagram: instagram.com/eaudemode

3 комментария:

  1. Большое спасибо за материал и переводческий труд - он прямо-таки исчерпывающий.
    А вы любите аттары-то? Вроде не нашла ни в первой, ни во второй части оценки. Извините, если просмотрела. АПД: А, увидела ревью на Амуажевский аттар - вопрос снимается :)
    У меня, если честно, было стойкое убеждение, что аттар - штука, которая дальше арабских стран никуда и никогда не уходит. А тут вот Индия :)
    Я пробовала аттар один раз (и, сказать по правде, мне кажется, он был не очень высокого качества, т.к. был капнут в индийском магазинчике возле станции метро Харьковская :), но мне он понравился. Свитер стирать пришлось раза три, чтобы нежный кремовый запах сошел на нет, на коже тоже долго просидел.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И вам спасибо :)
      Аттары — это парфюмерия, просто другая. И тут невозможно сказать, люблю ли я их или нет. Потому что аттары бывают разными, как разной бывает парфюмерия :) Я люблю хорошую :) Вот о ней и пишу ))

      Удалить
  2. я вот туповат немного, скажите, конструкция сама по себе как в обычном перегонному кубе не имеет выхода, что бы вода с маслом сразу переливались при перегонке в сосуд?

    ОтветитьУдалить